Площадь на выезда из города. Налево от зрителя городнический дом с крыльцом; направо арестантская*, окна с железными решетками; у ворот инвалидный солдат; прямо река и небольшая пристань для лодок, за рекой сельский вид.
Площадь, арестантская и пристань около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Рязанского областного драматического театра. 1953 г. Художник С. К. Исаев. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Аристарх сидит на пристани, ловит рыбу на удочку. Силан подходит и молча смотрит. У городнического крыльца стоит куча людей.
А Р И С Т А Р Х (не замечая Силана). Ишь хитрит, ишь лукавит. Погоди ж ты, я тебя перехитрю. (Вынимает удочку и поправляет). Ты хитра, а я хитрей тебя; рыба хитра, а человек премудр, Божьим произволением… (Закидывает удочку). Человеку такая хитрость дана, что он надо всеми, иже на земле и под землею и в водах… Поди сюда! (Тащит удочку). Что? Попалась? (Снимает рыбу с крючка и сажает в садок).
С И Л А Н. Вот ты как ловишь-то!
А Р И С Т А Р Х (оборачиваясь). Здорово, дядюшка Силантий!
Эскиз костюма Аристарха к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
С И Л А Н. Хозяин! Силён, ну, и чудит. Городничий проснулся?
А Р И С Т А Р Х. Поди узнай!
С И Л А Н. Что ходить-то! Он сам на крыльцо выйдет. Он целый день на крыльце сидит, все на дорогу смотрит. И какой зоркий на беспашпортных! Хоть сто человек-артель вали, как сейчас воззрится да поманит кого к себе: «А поди-ка сюда, друг любезный!» Так тут и есть. (Почёсывает затылок). А то пойти! (Подходит к городническому дому).
А Р И С Т А Р Х. Что только за дела у нас в городе! Ну, уж обыватели! Самоеды! Да и те, чай, обходительнее. Ишь ты, чудное дело какое! Ну-ка! Господи благослови! (Закидывает удочку).
Выходят Градобоев в халате и в форменной фуражке с костылём и трубкою и Сидоренко.
Г О Л О С А. Так, ваше высокоблагородие! Верно, Серапион Мардарьич.
Г Р А Д О Б О Е В. Как же мне вас судить теперь? Ежели судить вас по законам...
Эскиз костюмов Градобоева и просителей к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
1-й Г О Л О С. Нет, уж за что же, Серапион Мардарьич!
Г Р А Д О Б О Е В. Ты говори, когда тебя спросят, а станешь перебивать, так я тебя костылем. Ежели судить вас по законам, так законов у нас много… Сидоренко, покажи им, сколько у нас законов.
Сидоренко уходит и скоро возвращается с целой охапкой книг.
Вон сколько законов! Это у меня только, а сколько их еще в других местах! Сидоренко, убери опять на место!
Сидоренко уходит.
И законы всё строгие; в одной книге строги, а в другой еще строже, а в последней уж самые строгие.
Г О Л О С А. Верно, ваше высокоблагородие, так точно.
Г Р А Д О Б О Е В. Так вот, друзья любезные, как хотите: судить ли мне вас по законам, или по душе, как мне Бог на сердце положит.
Сидоренко возвращается.
Г О Л О С А. Суди по душе, будь отец, Серапион Мардарьич.
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, ладно. Только уж не жаловаться, а коли вы жаловаться… Ну, тогда уж…
Г О Л О С А. Не будем, ваше высокоблагородие.
Г Р А Д О Б О Е В (Жигунову). Пленные есть?
Ж И Г У Н О В. Ночью понабрали, ваше высокоблагородие, — за безобразие, — двое портных, сапожник, семь человек фабричных, приказный да купецкий сын.
Г Р А Д О Б О Е В. Купеческого сына запереть в чулан да сказать отцу, чтоб выручить приходил и выкуп приносил; приказного отпустить, а остальных… Есть у нас работа на огороде?
Ж И Г У Н О В. Есть. Человека два нужно.
Г Р А Д О Б О Е В. Так отбери двоих поздоровее, отправь на огород, а тех в арестантскую, им резолюция* после.
Жигунов с арестантами уходит.
Эскиз костюма Жигунова спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Н. Незлобина (Москва). 1912 г. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов Вологодской областной картинной галереи.
Какие еще дела? Подходите по одному!
1-й М Е Щ А Н И Н. Деньги вашему высокоблагородию, по векселю*.
Г Р А Д О Б О Е В. Вот и ладно, одно дело с плеч долой. Сидоренко, положи в стол! (Отдает деньги Сидоренке).
С И Д О Р Е Н К О. Много у нас, ваше высокоблагородие, этих самых денег накопилось, не разослать ли их по почте?
Подходит 2-й мещанин.
Сидоренко уходит.
Эскиз костюма Сидоренко к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
3-й М Е Щ А Н И Н. Явите божескую милость, ваше высокоблагородие! Достатки наши вам известные… помилосердуйте!
Г Р А Д О Б О Е В. Вот я те помилосердую, ступай. (Заметив Силана). Эй ты, дядя! Иди за мной в комнаты! С тобой у нас большой разговор будет. (Прочим). Ну, с богом. Некогда мне теперь судить вас. Кому что нужно, приходите завтра. (Уходит с Силаном).
Все расходятся. Входит Гаврило с холстинным мешком за плечами.
Аристарх и Гаврило.
Гаврило подымает.
Эскиз костюма Аристарха к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
Г А В Р И Л О. Нет, крёстная посылала сказать, что, мол, ушли на богомолье, чтоб не искали. Да кому плакать-то о ней? Мачеха, поди, рада, а отцу все равно, потому, он стал совсем без понятия. Мне зажитых не отдает, полтораста рублев.
С крыльца сходят городничий и Силан.
Градобоев, Силан, Гаврило, Аристарх.
Г Р А Д О Б О Е В. Я за тебя примусь, я тебя в острог*.
С И Л А Н. Ну, вот ещё! Думал-думал, да выдумал. С большого-то ума!
Г Р А Д О Б О Е В. Кому ты грубишь! Ты погляди, кому ты грубишь!
С И Л А Н. Да коли нескладно и совсем некстати.
Г Р А Д О Б О Е В. Ты, видно, в арестантской давно не сидел.
С И Л А Н. Для того и не сидел, что не мое это место, вот что.
Г Р А Д О Б О Е В. Молчи!
С И Л А Н. Молчу.
Г Р А Д О Б О Е В. Я тебя, дружок, говорить заставлю! (Наступая на него). Кто украл?
С И Л А Н. Коли ты пужать… Знать не знаю… вот и залажу, и залажу… Хоть огнем жги… Так уж это, я тебе скажу, ты от камня скорей ответа дождешься, чем от меня.
Г Р А Д О Б О Е В. Варвары! Да ведь не Васька?
С И Л А Н. Я почем знаю. Васька человек маленький, его как хошь тормоши; а что, конечно, и у него тоже душа, она чувствует.
Г Р А Д О Б О Е В. И не Гаврилка?
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце» Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
С И Л А Н. Опять же мое дело сторона. Гаврилко весь тут, его хоть вывороти. У него за душой есть ли железный грош? Навряд ли! А совести у него супротив других… очень даже достаточно.
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, так на твоё и выходит?
С И Л А Н. На что на моё? Я ничего не знаю, вот тебе и сказ!
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, в острог, нечего с тобой больше толковать.
Эскиз костюма Силана к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
С И Л А Н. Ну, да уж…
Г Р А Д О Б О Е В. Ступай!
С И Л А Н. Прощенья просим. (Уходит).
Подходит Гаврило.
Г Р А Д О Б О Е В (увидя Гаврилу). Ты что тут, друг любезный, шатаешься?
Г А В Р И Л О. Я, ваше высокоблагородие, без места теперича-с.
Г Р А Д О Б О Е В. Нехорошо! Кто без места, тот прохвост.
У дома Градобоева. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Н. Незлобина (Москва). 1912 г. Художник Б. М. Кустодиев.
Г А В Р И Л О. Я, Серапион Мардарьич, ничему этому не причинен. Не то что без места, я теперича, как есть, без копейки.
Г Р А Д О Б О Е В. Ещё хуже! И мне теперь с тобой лишняя печаль. Как об сыне родном, милый, об тебе заботиться надо.
Г А В Р И Л О. Не оставьте!
Г Р А Д О Б О Е В. Не оставлю. Буду в оба глядеть, как бы ты не украл чего. У кого копейки в кармане нет, у того, на чужое глядя, руки чешутся, а такие люди близки сердцу моему.
Эскиз костюма Жигунова спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Н. Незлобина (Москва). 1912 г. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов СПбГМТМИ.
Гаврило проворно уходит.
Гаврило убегает и прячется за угол.
Площадь, арестантская и пристань около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце». 1949 г. Художник Е. Е. Бургулов. Из фондов Музея при Российской академии художеств.
Эх, дела, дела! Не сходить ли на рынок для порядку! (Кричит). Сидоренко!
Сидоренко показывается в дверях.
С И Д О Р Е Н К О. Чего изволите, ваше высокоблагородие?
Г Р А Д О Б О Е В. Бери кулек, догоняй, я на рынок пошёл. (Уходит).
Сидоренко с кульком бежит за ним. Входят Гаврило и Параша — одета как богомолка. Аристарх подходит к ней.
Параша, Аристарх и Гаврило.
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
А Р И С Т А Р Х. Ну, видно, тебя не переспоришь. Что с тобой делать! Да на что мне деньги-то? У меня свои есть; а тебе, может, и понадобятся. (Отдает деньги и уходит в арестантскую).
Г А В Р И Л О (надев мешок). Мы скоро пойдем-то?
П А Р А Ш А. А вот только с Васей повидаюсь.
Г А В Р И Л О. Ну, что ж, повидайтесь, а мы с Аристархом стеречь будем, чтоб не увидал кто.
Выходит Аристарх.
А Р И С Т А Р Х. Сейчас арестанты пойдут за водой, так и его выпустят с ними.
Выходят два арестанта с ушатом и проходят на реку; за ними Вася и солдат. Аристарх и Гаврило отходят к пристани.
Те же и Вася.
П А Р А Ш А (кланяется). Здравствуй, Вася!
В А С Я (совершенно убитый). Какими же ты это судьбами? Господи! Ещё мне уж теперь тяжеле! (Утирает слезы).
П А Р А Ш А. Ничего, Вася, ничего! Ты не плачь! (Обнимает его). Я из дому ушла совсем, я уж с тобой теперь всю жизнь; как ты будешь жить, так и я.
В А С Я. Каким манером?
П А Р А Ш А. Я за тебя замуж, нас обвенчают… ничего, не плачь… ну, скажу на себя, что он, мол, мне муж, не могу с ним разлучиться… не разорвете, мол, нас, а лучше повенчайте.
В А С Я. Спасибо тебе! (Целует её).
В А С Я. Давай потолкуем.
П А Р А Ш А (прижимаясь к нему). Больно тебя бить-то будут.
В А С Я. Я буду стараться.
П А Р А Ш А. Старайся, Вася, старайся! А ты вот что: как тебя обучат всему и станут переводить из некрутое в полк, в настоящие солдаты, ты и просись у самого главного, какой только есть самый главный начальник, чтоб тебя на Кавказ и прямо чтоб сейчас на стражение!
В А С Я. А как ежели самого…
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
С О Л Д А Т. Эй, ты! Не велено арестантам.
В А С Я. Погоди, кавалер, малость. (Параше). Кажется, ты мне теперь, как ангел какой небесный…
П А Р А Ш А. Ну, милый, прощай покуда!
В А С Я (целует её). Прощай! (Целует её).
Параша отходит и издали кланяется. Вася подходят к воротам с солдатом.
П А Р А Ш А (солдату). Ах, постой, кавалер, постой!
Солдат и Вася останавливаются.
Вася с солдатом уходят; Параша несколько времени смотрит ему вслед.
Подходят Аристарх и Гаврило.
Эскиз костюма Солдата к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
Г А В Р И Л О (подавая палку). Что вы, помилуйте! Вот я вам палочку прибрал…
П А Р А Ш А (берёт палку). Новую мне жизнь, Гаврюша, начинать приходится. Трудно мне. Как ни говори, все-таки силы-то не мужские, Гаврюша.
Около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. 1943 г. Художник А. А. Осмеркин. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
А Р И С Т А Р Х. Ступай, Параша, ступай! Городничий идёт с отцом.
П А Р А Ш А. Прощай, крёстный!
Параша и Гаврило уходят.
А Р И С Т А Р Х. Вот и не родная дочь, а как жаль, смерть.
Входят городничий, Курослепов и Сидоренко с кульками.
Аристарх, Градобоев, Курослепов и Сидоренко.
Сидоренко уходит.
Г Р А Д О Б О Е В. Разве она беглая? Она на богомолье ушла с матерью крёстной.
К У Р О С Л Е П О В. На богомолье?
Г Р А Д О Б О Е В. Вот, значит, я больше тебя знаю. Оттого я и городничий, оттого я и жалованный*, а ты мужик, так мужиком и останешься на веки веков.
К У Р О С Л Е П О В. Да как же она может без спросу?
Г Р А Д О Б О Е В. У кого ей спрашиваться? Мачеха не пустит, ты спишь целый день, а у неё есть усердие.
К У Р О С Л Е П О В. Ну, вот, как она придёт, ты её ко мне с солдатом…
Г Р А Д О Б О Е В. С солдатом?
К У Р О С Л Е П О В. На верёвке.
Г Р А Д О Б О Е В. И на верёвке?
К У Р О С Л Е П О В. Мы её наверх в светёлку, там и запрём безвыходно.
Г Р А Д О Б О Е В. Что вы за нация такая? Отчего вы так всякий срам любите? Другие так боятся сраму, а для вас это первое удовольствие! Честь-то, понимаешь ты, что значит, или нет?
К У Р О С Л Е П О В. Какая такая честь? Нажил капитал, вот тебе и честь. Что больше капиталу, то больше и чести.
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, мужики и выходите! Невежеством-то вы точно корой обросли. И кору эту пушкой не пробьёшь.
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
Г Р А Д О Б О Е В. Дочь — девушка, невеста, а он её с солдатом на веревке.
К У Р О С Л Е П О В. Потому… за непочтение, чтобы чувствовала…
А Р И С Т А Р Х. Бедненькая!
К У Р О С Л Е П О В. Это кто ещё… произносит?
Г Р А Д О Б О Е В. Аристарх, кум* твой.
Вдали слышна песня.
Эскиз костюма Аристарха к спектаклю «Горячее сердце» Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. 1943 г. Художник А. А. Осмеркин. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Подъезжает лодка, в ней стоит Xлынов без сюртука, руки фертом*, Барин с большими усами и шестеро гребцов.
Что вы безобразничаете, только рыбу пугаете! (Хлынову). Ишь ты, с утра глазки-то налил. Нигде от вас скрыться нельзя.
На пристань выводят Хлынова и Барина с усами.
Около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа.
Аристарх, Хлынов, Барин и гребцы в лодке.
X Л Ы Н О В (важно). Как ты можешь, братец ты мой! Река никому не заказана.
А Р И С Т А Р Х. Вот что, братец ты мой, поди-ка ты сюда. (Отводит Хлынова на авансцену). Если ты хочешь быть таким купцом, чтобы все на тебя ахали, ты перестань шампанским песок-то поливать! Ничего не вырастет.
X Л Ы Н О В. Ну, братец, говори скорей! Я теперь не в таком разе, чтоб твоих наставлениев слушать…
Эскиз костюма Хлынова к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
X Л Ы Н О В. Никакого я в тебе, братец, ума не вижу. Какая мне может быть честь перед другими, если я его выкуплю! Все эти твои слова ни к чему. А все дело состоит: так как Васька на бубне даже очень хорошо стал понимать, и мне чрез это самое от него утешение, значит, я сам в одну минуту это дело кончаю. Потому, если кто мне по нраву, тех трогать не смей.
Выходят городничий и Курослепов. Сидоренко в дверях.
Эскиз костюма Барина с большими усами к спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Н. Незлобина (Москва). 1912 г. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Хлынов, Барин, Аристарх, городничий, Курослепов, Сидоренко и гребцы.
Около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце». 1933 г. Художник И. П. Котовщиков. Из фондов Тюменского Музейного комплекса им. И. Я. Словцова.
X Л Ы Н О В. Нашему градоначальнику! (Кланяется). Господин полковник, мы к вашему высокоблагородию!… Павлину Павлинычу, предводителю нашему купеческому, почтение. Барин, гляди, вот всё это наше начальство! Господин полковник Градобоев, господин Курослепов, его высоко… высокостепенство; а для нас это все одно ничего, можем слободно…
X Л Ы Н О В. Господин полковник, это вы действительно; безобразия в нас даже очень достаточно. Господин полковник, вы извольте с меня, за мое безобразие, штраф положить! Как я какое безобразие, вы сейчас: «Хлынов, штраф!» Извольте получать, господин полковник.
Эскиз костюма Хлынова к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
X Л Ы Н О В. Господа, пожалуйте ко мне откушать, на дачу, покорнейше я вас прошу, щи да кашу кушать! А может, поищем, и стерлядей найдём, — я слышал, что они в садках сидеть соскучились; давно в уху просятся. Винца тоже отыщем, кажется, у меня завалялась бутылочка где-то; а не поленятся лакеи, так и в подвал сходят, дюжину-другую шампанского приволокут. Так как вы наше начальство, будем здоровье ваше пить, с пушечной пальбой, и народ поставим в саду ура кричать.
Г Р А Д О Б О Е В. Вот когда ты дело говоришь, и слышать тебя приятно.
К У Р О С Л Е П О В. Жена будет ждать, пожалуй надумается.
X Л Ы Н О В. Супруге депешу пошлём, штафету* снарядим.
Сидоренко приводит Шустрого.
Те же и Вася.
X Л Ы Н О В (Васе). Знай порядки! Как ты, братец, довольно необразован! В ноги градоначальнику!
Вася кланяется.
Его высокостепенству.
Вася кланяется.
Мне!
Вася кланяется.
Вася уходит в лодку.
Все входят в лодку.
Аристарх становится у руля.
Один из гребцов подает флягу с водкой и закуску.
Все пьют и закусывают.
Эскиз костюма Хлынова к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Аристарх, наблюдай, братец, где мели и подводные камни! Чуть где место опасное, докладывай, — мы в те поры будем на нутрь принимать для храбрости. Поехали! Начинай! Васька, действуй с бубном!
Песня. Отъезжают.