Декорация первого действия. 10-й час. К концу действия на сцене темно.
Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Ижевского Русского драматического театра. 1950-е гг. Художник Б. С. Марин. Из фондов Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.
Градобоев, Силан, Сидоренко и Жигунов входят в ворота.
Градобоев уходит на крыльцо.
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Уходят в ворота. С крыльца сходит Параша.
Входят Вася и Гаврило.
Г А В Р И Л О. Теперь самое такое время, что гулять-с, и для разговору с девушками это время самое для сердца приятное. Так-с, точно мечта какая али сон волшебный-с. По моим замечаниям, вы, Прасковья Павлиновна, меня любить не желаете-с?
П А Р А Ш А. Послушай, Гаврюша, ведь этак можно и надоесть! Который ты раз меня спрашиваешь! Ведь ты знаешь, что я другого люблю, так чего ж тебе?
Г А В Р И Л О. Так-с. Я полагаю, что мне и напредки в ожидании не быть-с.
П А Р А Ш А. А напредки, голубчик, что будет, один бог знает; разве я в своем сердце вольна? Только, пока я Васю люблю, уж тебе нечего приставать. Ты погляди-ка лучше, не подошел бы кто, мне с ним поговорить нужно…
Г А В Р И Л О. Оченно могу-с. Потому желаю от всего моего чувствительного сердца хотя даже этакой малостью быть вам приятным. (Отходит).
П А Р А Ш А. Ну, вот молодец! (Васе). Вася, когда же?
В А С Я. Дела-то у нас с тятенькой пораcстроились.
П А Р А Ш А. Знаю. Да ведь вы живёте; значит, жить можно; больше ничего и не надобно.
В А С Я. Так-то так…
П А Р А Ш А. Ну, так что ж? Ты знаешь, в здешнем городе такой обычай, чтобы невест увозить*. Конечно, это делается больше по согласию родителей, а ведь много и без согласия увозят; здесь к этому привыкли, разговору никакого не будет, одно только и беда: отец, пожалуй, денег не даст.
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
В А С Я. Ну, вот видишь ты!
П А Р А Ш А. А что ж за важность, милый ты мой! У тебя руки, у меня руки.
В А С Я. Я уж лучше осмелюсь да так приду когда-нибудь, отцу твоему поклонюсь в ноги.
П А Р А Ш А. Вася, голубчик, терпенья моего не хватает.
В А С Я. Да как же быть-то, право, сама посуди.
П А Р А Ш А. Ты по воле ходишь, а я-то, голубчик, подумай, что терплю. Я тебе говорю по душе: не хватает моего терпенья, не хватает!
В А С Я. Уж ты малость-то, Параша, потерпи ещё для меня!
П А Р А Ш А. Вася, нешуточные это слова, — пойми ты! Видишь ты, я дрожу вся. Уж коли я говорю, что терпенья не хватает, — значит, скоро ему конец.
В А С Я. Ну, полно! Что ты! Не пугай!
П А Р А Ш А. Что ты пуглив больно! Ты вот слов моих испугался, а кабы ты в душу-то мою заглянул, что там-то! Черно, Вася, черно там. Знаешь ли ты, что с душой-то делается, когда терпенью конец приходит? (Почти шёпотом). Знаешь ли ты, парень, какой это конец-то, где этот конец-то терпенью?
В А С Я. Да видит бог!… Ну, вот, что ж мне! Нешто не жаль, ты думаешь!
П А Р А Ш А (жмется к нему). Так держи ты меня, держи меня крепче, не выпускай из рук. Конец-то терпенью в воде либо в петле.
В А С Я. Да вот, вот, как маленько с делами управлюсь, так сейчас к отцу твоему, а то, пожалуй, и так, без его ведома.
Эскиз костюма Васи к спектаклю «Горячее сердце» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
В А С Я. Да вот как бог даст. Получения тоже есть, старые должишки; в Москву тоже надо съездить…
П А Р А Ш А. Да ты слышал, что я тебе сказала? Что ж, я обманываю тебя, лишнее на себя наговариваю? (Плачет).
В А С Я. Да бог с тобой! Что ты!
П А Р А Ш А. Слышал ты, слышал? Даром я, что ль, перед тобой сердце-то из груди вынимала? Больно ведь мне это, больно! Не болтаю я пустяков! Какой ты человек? Дрянной ты, что ли? Что слово, что дело — у меня все одно. Ты меня водишь, ты меня водишь, — а мне смерть видимая. Мука нестерпимая, часу мне терпеть больше нельзя, а ты мне: «Когда бог даст; да в Москву съездить, да долги получить»! Или ты мне не веришь, или ты дрянь такая на свет родился, что глядеть-то на тебя не стоит, не токмо что любить.
Гаврило подходит к Васе.
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина. 1942 г. Художник А. Н. Самохвалов. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Вася и Гаврило.
Двор дома купца Курослепова. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Хабаровского краевого театра драмы. 1970-е гг. Художник Ф. М. Кузнецов. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Эскиз костюма Васи к спектаклю «Горячее сердце» Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. 1943 г. Художник А. А. Осмеркин. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
На крыльце показываются Курослепов, Градобоев, Матрёна и девушка.
Прячутся в кусты.
Курослепов, Градобоев, Матрёна и девушка.
М А Т Р Ё Н А. Да, может, ты неправду?
К У Р О С Л Е П О В. Брысь, говорят тебе!
М А Т Р Ё Н А. Что ты уж очень некстати! Что, я тебе кошка, что ли, в самом деле?
К У Р О С Л Е П О В. Ты, Серапион Мардарьич, не осердись, помилуй бог! Ты и не гляди на неё, обернись ты к ней задом, пущай она на ветер брешет. Как же вы эти самые крепости брали?
Г Р А Д О Б О Е В. Как брали? Чудак! Руками. У турки храбрость большая, а дух у него короткий, и присяги он не понимает, как надобно её соблюдать. И на часах ежели он стоит, его сейчас за ногу цепью прикуют к пушке, или там к чему, а то уйдет. Вот когда у них вылазка из крепости, тогда его берегись, тут они опивум* по стакану принимают.
К У Р О С Л Е П О В. Каким же это опивом?
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, как тебе это растолковать? Ну, все одно олифа. И сейчас у него кураж; тут уж ему не попадайся, зубами загрызёт. Так наши и здесь сноровку нашли. Как они повалят из крепости кучей, загалдят по-своему, наши сейчас отступать, отступать, всё их заманивают дальше, чтоб у них кураж-то вышел; как отведут их далеко, дух-то этот храбрый весь у них вылетит, тут уж казаки заезжают с боков, да так их косяками и отхватывают. Уж тут его руками бери, сейчас аман* кричит.
К У Р О С Л Е П О В. Не любит! Что ж это он аман кричит, зачем?
Г Р А Д О Б О Е В. По-нашему сказать, по-русски: пардон.
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина. 1973 г. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
М А Т Р Ё Н А. Ты вот говоришь: пардон, а я слышала, что у них такие есть, которые совсем беспардонные.
Г Р А Д О Б О Е В. Слышала ты звон, да не знаешь, где он.
К У Р О С Л Е П О В. Сделай ты для меня такую милость, не давай ты ей повадки, не слушай её слов, пусть одна говорит. А то вот только малость дай ей за что уцепиться, так и жизни не рад будешь. Ну, вот мы с тобой теперича, после сражения турецкого, и выпить можем.
Г Р А Д О Б О Е В. Это уж своим чередом!
Садятся и наливают.
Вот я какой городничий! О турках с вами разговариваю, водку пью, невежество ваше всякое вижу, и мне ничего. Ну, не отец ли я вам, скажи?
Пьют.
Эскиз костюма Гаврилы к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. (постановка не осуществлена). 2002 г. Художник О. П. Ярмольник. Из фондов Музея МХАТа.
К У Р О С Л Е П О В. Ну, ты знаешь, моя каморка, така тёмненькая. Туда, кроме меня с женой, никто и не ходит.
Г Р А Д О Б О Е В. Подозрение на кого-нибудь имеешь?
К У Р О С Л Е П О В. Что грешить-то, ни на кого не имею.
М А Т Р Ё Н А. Так вот я и позволю в моём доме тебе безобразничать.
Двор дома купца Курослепова. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Рязанского областного драматического театра. 1953 г. Художник С. К. Исаев. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Г Р А Д О Б О Е В. Да мы тебя-то, пожалуй, и не спросимся.
М А Т Р Ё Н А. Знаю я это средствие-то, для чего оно бывает.
Г Р А Д О Б О Е В. Как тебе не знать, ты женщина умная. Мне нужно себя очистить, а то скажут, пожалуй: в городе грабеж, а городничий и не почешется.
М А Т Р Ё Н А. Ну, как же! Совсем не для того, а для того, что ты человек алчный.
Г Р А Д О Б О Е В. Разговаривай ещё!
К У Р О С Л Е П О В. Обернись к ней задом!
М А Т Р Ё Н А. Все тебе мало…
Эскиз костюма Курослепова к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа
Г Р А Д О Б О Е В. Ты бы её останавливал.
Пьют.
Двор дома купца Курослепова. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце». 1949 г. Художник Е. Е. Бургулов. Из фондов Музея при Российской академии художеств.
М А Т Р Ё Н А. Умны вы больно, как погляжу я на вас! Это ты плеть хочешь подарить либо нагайку! Дорога твоя плеть, только стегать не по чем; потому это дороже вас обоих, не токма что твоей плети. Приноси свою плеть! Что ж, мы возьмё! Может, и пригодится на какую-нибудь невежу-гостя.
Каждый идёт на прежнее место и постепенно сходятся.
Вбегает Силан, за ним два будочника и несколько рабочих.
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа
М А Т Р Ё Н А. Ах! Разбойники! Караул! Режут!
С И Л А Н. Где тут они?
М А Т Р Ё Н А. Вон, в кустах, хозяина режут. Ах! Караул!
Г Р А Д О Б О Е В (будочникам). Вяжи, крути его, разбойника! Ты воровать, ты воровать? У меня, в моем-то городе? Хо-хо-хо!
Будочники вяжут Васю.
С И Л А Н (ухватив Курослепова). Нет, уж ты мне что хочешь пой, а уж я тебя теперича поймал. Попался ты мне! Что я из-за тебя муки, что этого сумления…
Работник уходит.
Рабочий приносит и ставит фонарь на стол.
Эскиз костюма Силана к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1926 г. Художник Н. П. Крымов. Из фондов Музея МХАТа
М А Т Р Ё Н А. Пуще всего не режьте вы меня и не троньте моего тела белого!
Г Р А Д О Б О Е В. Ну да, как же, очень нужно! Какая невидаль! Пошла домой! Говорят тебе. (Топает ногами). Что ты тут судопроизводству мешаешь? (Садится на лавку). Я свою должность правлю, сейчас арестовать велю.
Матрена уходит.
С И Л А Н (тащит Курослепова, ему помогают другие дворники). Вот, ваше высоко… О, чтоб!… И то, никак, хозяин.
К У Р О С Л Е П О В. Что вы, оглашенные! (Вырывается и хватает за ворот Силана). Серапион Мардарьич! Господин городничий! Суди ты его! Я тебе кланяюсь, суди его сейчас! (Силану). Ведь теперь тебя всякими разными казнями казнить надо, потому как ты купца, который от всего общества превозвышен и за разные пожертвования и для благолепия… опять же его иждивением… а ты ему руки назад, при народе: и что ты со мной сделал! Теперь все мои чины как есть в ничто…
Эскиз костюмов работников Курослепова к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Г Р А Д О Б О Е В. Не бойся! Все при тебе останутся, садись!
С И Л А Н. Кто же тебя… Вот поди ж ты! То ты бранишься, что плохо стерегу! Ну, вот я… что ж: что силы было — страсть, как устал. Ишь ты какой здоровый! Вот ты опять… а нешто я виноват, что темно.
Г Р А Д О Б О Е В. Ну, это дело вы после разберёте. Давай сюда вора настоящего.
Будочники подводят Васю.
Ты что за человек?
К У Р О С Л Е П О В. Да это Васька!
Г Р А Д О Б О Е В. Зачем же это, друг мой милый, ты за воровство принялся?
К У Р О С Л Е П О В. Да уж беспременно он, потому как отец теперь в расстройство…
Эскиз костюма Курослепова к спектаклю «Горячее сердце». 1949 г. Художник Е. Е. Бургулов. Из фондов Музея при Российской академии художеств.
К У Р О С Л Е П О В. Было бы за что отвечать-то! Найди, тогда отвечу.
К У Р О С Л Е П О В. Ну, ищи! Найдешь, ты будешь прав, а я виноват. А мы вот сдадим его в некруты за общество*, они же теперь с отцом расстроились, значит, он так шатается, не при деле — вот и весь конец. На той же неделе сдадим, а покуда пусть посидит в арестантской за подозрение!
Г Р А Д О Б О Е В. Ладно, пусть посидит покуда. (Будочникам). Сведите его в арестантскую.
В А С Я. Да за что же, помилуйте!
Г Р А Д О Б О Е В. Марш! Без разговору.
Будочники уводят Васю.
К У Р О С Л Е П О В. Ты еще моли богу… (Рабочим). Ступайте по местам, что рты-то разинули!
Силан и рабочие уходят.
Курослепов и Градобоев.
Г Р А Д О Б О Е В. С ним ещё кто-то был?
Эскиз костюма Градобоева к спектаклю «Горячее сердце». 1949 г. Художник Е. Е. Бургулов. Из фондов Музея при Российской академии художеств.
Г Р А Д О Б О Е В. Водка сама по себе; дружба дружбой, а порядку не теряй! Ты без барыша ничего не продашь, ну так и я завёл, чтобы мне от каждого дела щетинка* была. Ты мне щетинку подай! Побалуй тебя одного, так и другие волю возьмут. Ты кушаешь, ну и я кушать хочу.
К У Р О С Л Е П О В. Да, ну что ж, я, пожалуй, завтра…
Г Р А Д О Б О Е В. Милости просим на чашку чаю, пораньше.
К У Р О С Л Е П О В. Хорошо, зайду.
Г Р А Д О Б О Е В (подаёт ему руку). До приятного! Ты завтра пришли ко мне Силана, мне его расспросить надо! (Уходит).
Курослепов, потом Гаврило и Силан.
К У Р О С Л Е П О В (громко). Гаврилка!
Гаврило у окна громко поет: «Ни папаши, ни мамаши».
Врёшь, не обманешь! Гаврилка!
Гаврило входит.
Г А В Р И Л О. Ежели вы опять за волосы, так пожалуйте лучше расчёт!
К У Р О С Л Е П О В. Вот я тебя разочту сейчас. Силантий! Дядюшка! Эй!
Входит Силан.
Эскиз костюма Гаврилы к спектаклю «Горячее сердце» Омского театра драмы. 1992 г. Художник И. Г. Чередникова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Выходит Силан.
С И Л А Н. Вот тебе пашпорт! Вольный ты теперь казак. Я так полагаю, что к лучшему. Собрать, что ли, твое приданое-то?
Г А В Р И Л О. Сбери, брат, сделай милость, добра-то немного, все в узел; а у меня руки не действуют. Гитару-то не забудь. Я тут на столбушке посижу.
Силан уходит. Гаврило садится на столбик, выходит Параша.
Параша и Гаврило, потом Силан.
П А Р А Ш А. Что у вас тут за беда случилась, батюшка из себя выходит?
Г А В Р И Л О. И-и-и не расчерпаешь. Я решён* совсем.
П А Р А Ш А. Как, совсем?
Выходит Силан с узлом и гитарой.
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Н. Незлобина (Москва). 1912 г. Художник Б. М. Кустодиев. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Выходит Параша в бурнусе* и с платком на голове.
Эскиз костюма Параши к спектаклю «Горячее сердце» МХАТа. 1930-е гг. Художник Е. М. Бебутова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Казанского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. 1943 г. Художник А. А. Осмеркин. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».