Парамон Ферапонтыч Ширялов,
купец, 60 лет
Степанида Трофимовна,
мать Пузатова, 60 лет
Дарья,
горничная Пузатовых
Комната в доме Пузатова, меблированная без вкуса; над диваном портреты, на потолке райские птицы, на окнах разноцветное драпри и бутылки с настойкой. У окна, за пяльцами, сидит Марья Антиповна.
Марья Антиповна. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
М А Р Ь Я А Н Т И П О В Н А. Ах, страм какой!
М А Т Р Ё Н А С А В И Ш Н А. То-то и есть! Ничего такого не было, а слава-то по всей Москве пошла… (Смотрит в окно). Ну, Маша, Дарья идёт. Что-то она скажет?
М А Р Ь Я А Н Т И П О В Н А. Ах, сестрица, как бы она маменьке не попалась!
Вбегает Дарья.
«Купчиха с зеркалом». 1918 г. Художник Б. М. Кустодиев.
Голос из передней: «Жена! А, жена! Матрёна Савишна!».
Входит Дарья.
«Портрет купца Ф. А. Рахманова». 1826 г. Художник Н. Д. Мыльников.
Дарья уходит. Молчание. Марья Антиповна сидит за пяльцами;
Матрёна Савишна подле нее. Антип Антипыч смотрит по углам и изредка вздыхает.
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч (грозно). Жена! поди сюда!
М А Т Р Ё Н А С А В И Ш Н А. Что еще?
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч. Поди сюда, говорят тебе! (Ударяет по столу кулаком).
М А Т Р Ё Н А С А В И Ш Н А. Да что ты, очумел, что ли?
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч. Что я с тобой исделаю! (Стучит по столу).
М А Т Р Ё Н А С А В И Ш Н А. Да что с тобой? (Робко). Антип Антипыч!
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч. А! испугалась! (Смеется). Нет, Матрена Савишна, это я так — шутки шучу. (Вздыхает). Что же чайку-то-с?
М А Т Р Ё Н А С А В И Ш Н А. Сейчас! Ах, батюшки, авось, не умрешь!
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч. Да что ж так-то сидеть! скука возьмет.
Входит Степанида Трофимовна. Дарья несет самовар.
«Чаепитие». Художник Б. М. Кустодиев.
Антип Антипыч и Степанида Трофимовна. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГМТМИ.
Матрёна Савишна целует его с притворною нежностью.
«Купец». 1920 г. Художник Б. М. Кустодиев.
Молчание. Все сидят надувшись.
«Купчиха». 1918 г. Художник Б. М. Кустодиев.
Смеются все.
«Купец». 1920 г. Художник Б. М. Кустодиев.
Ширялов входит.
«Портрет купчихи в черной шали с цветной каймой». Неизвестный художник. 1830-е гг. Из фондов Ярославского художественного музея.
Степанида Трофимовна наливает. Ширялов берет чашку, пьет и продолжает.
Ширялов ставит чашку.
«Портрет ржевского купца». Художник Г. А. Крылов. Из фондов Государственного Русского музея.
«Портрет купца Смурова с внуками». 1840-е гг.
Неизвестный художник. Из фондов Государственного Эрмитажа.
Входит Дарья и убирает чай.
«Портрет пожилой купчихи с кружевным воротником». Неизвестный художник. 1820-е гг. Из фондов Московского музея-усадьбы Останкино.
А Н Т И П А Н Т И П Ы Ч. Да вы, маменька, велели бы нам водочки, што ли, да закусочки, ну да там мадерцы, што ли. Что ж, брат, выпьем. Что за важность!
Степанида Трофимовна уходит.
Приносят вина.
Антип Антипович и Парамон Ферапонтыч. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.
«Купчихи». Художник Б. М. Кустодиев.
«Портрет неизвестного купца с тростью». 1857 г. Художник Г. И. Яковлев. Из фондов ГИМ.
Ширялов уходит.
«Перед венцом». 1874 г. Художник Ф. С. Журавлев.
Хохочут и уходят.
«Портрет семьи купцов Косиных за чаепитием». Художник Кучиков. 1840-е гг. Из фондов ГИМ.
Журнал «Современник». 1856 г.
«Самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы... Чтобы только иметь надежду видеть свои произведения на сцене, волей-неволей гонишь из головы серьезные, жизненные идеи, выбираешь задачи пообщее, сюжеты помельче, характеры побледнее. Можно сказать с полною уверенностию, что страх запрещения должно считать главной причиной бесцветности нашего репертуара»*
«Запрещается 23 февраля 1855 г.»
Генерал-лейтенант Дубельт
«Позволяется 26 сентября 1855 г. »
Генерал-лейтенант Дубельт*
Титульный лист пьесы с цензурным запрещением от 18 августа 1847 г. Из фондов СПбГТБ.
Титульный лист пьесы с цензурным запрещением от 23 февраля 1855 г. и цензурным разрешением от 26 сентября 1855 г. Из фондов СПбГТБ.
Ф. А. Бурдин. Из фондов Александринского театра.
П. М. Садовский