А. Н. Островский

ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ

комедия в 5 действиях

О   ПЬЕСЕ

«Весело, бойко и зло».*
А. И. Герцен
«Твоя новая пьеса производит везде фурор».*
М. Н. Островский
Письма М. Н. Островского к А. Н. Островскому // Литературное наследство. Том 88. А. Н. Островский: Новые материалы и исследования. Кн. 1. Москва, 1974. С. 254.
Письмо А. И. Герцена к Н. П. Огареву от 25 февраля 1869 г. // Герцен А. И. Собр. соч. Т. 30. Москва, 1964. С. 45.

История публикаций

Пьеса была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1869 году. (Т. 182. № 1 (Январь). С. 63–162). Как и все свои прежние пьесы, Островский читал «свеженькое» «Горячее сердце» в разных собраниях, и оно имело успех. Высоко оценили пьесу А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов. «Твоя новая пьеса производит везде фурор», — пишет из Петербурга брату Михаил Николаевич Островский.*

Однако, литературные рецензенты, к огорчению автора, очень болезненно относившегося к критике, встретили пьесу совсем не так доброжелательно. Можно предположить, что причина отчасти была в том, что они в основном знакомились с пьесой по первым спектаклям, не слишком удачным. Особенно в Петербурге.

Островского упрекали в самоповторах, в том, что пьеса растянута, в ней много случайностей, интрига не развивается непрерывно, а костюмированная игра хлыновской компании в разбойников понадобилась автору исключительно для того, чтобы «свести концы с концами» и устроить развязку.*

Журнал «Отечественные записки». 1869 г.

См. : К. Театральная летопись. «Горячее сердце» // Северная пчела. 1869. 2 фев. (№ 5) ; Зелинский В. А. Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского : хронологический сборник критико-библиографических статей : [в 5 ч.] . Ч. 3. Москва, 1903. С. 179, 185.

Журнал «Отечественные записки». 1869 г.

Были и более резкие отзывы: «"Горячее сердце" только что со сковородки шлепнулось <…> как последний блин комом! <…> это безобразие, представленное нам в драматической форме, мы <…> разбирать не станем».*

Наибольшую благосклонность среди первых критиков пьесы проявил Алексей Сергеевич Суворин. Он тоже говорил об эпизодичности многих сцен, о несовременности сюжета (мы помним, что по цензурным соображениям действие пьесы было сдвинуто на 30 лет назад) и вместе с тем подчеркнул, что автор «с талантом» воспроизводит перед нами «исчезнувший или исчезающий мир». И есть в этом мире очень симпатичный образ – Параша, хотя и не исключительное явление как Катерина, но тоже героиня с «горячим сердцем», характер которой Островский, к сожалению, не развил.*

Лишь позднее, в 1890-х годах, критики изменили мнение по отношению к пьесе, появляются даже рецензенты, которые считали «Горячее сердце» «одной из наиболее ярких и талантливых пьес в репертуаре веселых комедий всего русского репертуара»* и оценивали ее как выдающееся произведение Островского.
Z. Z. Еще о «Горячем сердце» Островского // Петербургская газета. 1869. 2 фев. (№ 17). С. 3; Зелинский В. А. Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского : хронологический сборник критико-библиографических статей : [в 5 ч.] . Ч. 3. Москва, 1903. С. 192-193.
Р . С. Т. Театр г. Корша // Артист. 1893. № 31 (Ноябрь). С. 167. (Современное обозрение).
Незнакомец [Суворин А. С.] Недельные очерки и картинки. Значение комедии Островского «Горячее сердце» // Санкт-Петербургские ведомости. 1869. 2 февр. (№ 33). С. 2; Суворов А. С. Театральные очерки. Санкт-Петербург, 1914. С. 287.

Цензурная история

«Самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы... »*

А. Н. Островский

«К представлению дозволить безусловно.

31 декабря 1868 г.»*

Цензор
Из статьи «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России»
Из Журнала Совета Главного управления по делам печати от 31 декабря 1868 г. // РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 5. Л. 614 об.
31 декабря 1868 г. пьеса была представлена цензором Егором Ивановичем Кейзером фон Нилькгеймом на обсуждение членов Совета Главного управления по делам печати и получила безусловное цензурное разрешение.* Резолюция цензора закрепила это решение на титульном листе рукописи. Уже 4 января 1869 г. её одобрил Театрально-литературный комитет под председательством Петра Ильича Юревича.

О прохождении пьесы через цензуру артист Александринского театра Федор Алексеевич Бурдин, мечтающий сыграть в новой пьесе своего друга, писал Островскому 1 января 1869 г.: «Вчера был доклад в цензуре твоей пьесы — и она прошла целиком, хотя я побаивался за городничего, которого вполне цензора боялись пропустить, основываясь на том, что нигде и ни из чего не видно, что действие
происходит 30 лет тому назад, поэтому я и вписал о сем в пиэсу, да сверх того, попросил Лазаревского* поддержать в Совете и сейчас получил известие, что все кончилось благополучно».*

Безусловно фраза «Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове», помогло пройти пьесе драматическую цензуру, ведь хоть и в комедийной, сатирической форме, в пьесе показывались ситуации, которые могли вызвать нежелательные сравнения у зрителей. Например, «городничий с говорящей фамилией Градобоев с общего согласия подменяет собой самодержавного правителя, поскольку никто из жителей города не желает, чтобы его судили по "законам"».*

Комедия была представлена Ф. А. Бурдиным 28 декабря 1868 г. в Академию наук на соискание Уваровской премии, но была оценена как «тенденциозная», и в премии Островскому отказали.

Титульный лист рабочего экземпляра с цензорским разрешением. Из фондов СПбГТБ.

А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин. Неизданные письма: Из собр. Гос. театр. музея им. А. А. Бахрушина. Москва; Петроград, 1923. С. 86.
РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 5. Л. 614 об.
Василий Матвеевич Лазаревский (1817–1890) — писатель, переводчик и государственный деятель. Будучи лично знакомым с большим количеством русских писателей и состоя с 1866 г. членом Совета Главного Управления по делам печати, был для многих заступником в решении цензурный вопросов.
Зубков К. Сценарии перемен: Уваровская награда и эволюция русской драматургии в эпоху Александра II. Москва, 2021. С. 420.

Сценическая история

«А по городу везде уже расклеены афиши, что через два дня идет "Горячее сердце" любимого автора всей Москвы, Островского <...> Вызовам и крикам "браво!" не было конца»*

К. Н. Де Лазари
«Кто не испытывал падения, для того переживать его — горе, трудно переносимое. Такое горе со мной случилось было в первый раз в жизни в 1869 году в Петербурге при первом представлении комедии "Горячее сердце"»*
А. Н. Островский
Островский А. Н. <Докладная записка об авторских правах драматических писателей> // Островский А. Н. Полн. собр. соч. в 12 тт. Т. 10. Москва,1978. С. 92-93.
Де Лазари К. Н. Невозвратное прошлое // А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Москва, 1966. С. 397-398.
Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в.
Императорский Малый театр. Фото сер. XIX в.
Первая постановка пьесы состоялась 15 января 1869 г. в Московском Императорском Малом театре, в бенефис П. М.  Садовского, исполнившего роль купца Курослепова. В спектакле также были заняты: С. П. Акимова — Матрена, Г. Н. Федотова — Параша, Н. И. Музиль — Гаврило, А. Ф. Федотов — Силан, В. И. Живокини — Градобоев, С. В. Шумский — Аристарх, В. А. Дмитревский — Хлынов.

П. М. Садовский. 1869 г. Фотограф М. Б. Тулинов. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Роль Параши не стала удачей Гликерии Николаевны Федотовой, которая впоследствии будет считаться одной из лучших исполнительниц образов Островского. А по-настоящему успешен оказался только Пров Михайлович Садовский в роли Курослепова.

Актер Константин Николаевич Де Лазари (Константинов) вспоминал: «Начались репетиции. Уже на третьей репетиции все актеры и актрисы репетировали без тетрадок, делая все, что нужно, и давая настоящий тон своим ролям. Роль городничего очень забавно, и как всегда — талантливо, ведет Василий Игнатьевич Живокини. А по городу везде уже расклеены афиши, что через два дня идет "Горячее сердце" любимого автора всей Москвы, Островского, с ее любимцем, Провом Михайловичем Садовским в главной роли. <… > До представления никто не знал, а после представления никто не предполагал, что можно сделать из этой роли чудо, которое сделал П. М. Садовский. Пров Михайлович не только поразил и восхитил публику, но и артисты все были ослеплены ярким светом этого могучего таланта. Представление кончилось. Вызовам и крикам "браво!" не было конца.»*

А рецензент Санкт-Петербургских ведомостей, рассказывая об исполнении Садовским роли Градобоева на гастрольном спектакле в Петербурге 17 мая 1870 г., пишет:
«Полузаспанное, бредящее существо, его жесты неуверенны и нетверды; его голос, довольно мягкий, беспрестанно сбивается на фистулу; по-видимому, это предобродушный человек, он как будто никогда не сердится <…> театр без умолку хохочет над его репликами, но в целом личность его производит самое тяжелое впечатление на зрителя <…> Ему нипочем кого угодно сослать в каторгу и в солдаты, нипочем родную дочь осрамить на весь город, — и все это он сделает тем же добродушным тоном, каким приглашает городничего выпить».*
Театр // Петербургские ведомости. 1870. 19 мая (№ 136). С. 2; Цит. по.: Блюмина З. А. Комментарий // Островский А. Н. Полн. собр. соч. в 12 тт. Т. 3. Москва, 1974. С. 517.
29 января 1869 года представление комедии «Горячее сердце» состоялось в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ю. Н. Линской. Роли исполняли: П. В. Васильев (2-й) — Курослепов, Ю. Н. Линская — Матрена Харитоновна, Е. П. Струйская — Параша, Н. Н. Зубров — Силан, В. В. Самойлов — Градобоев, Ф. А. Бурдин — Хлынов, И. Ф. Горбунов — Наркис, С. Ф. Калугин — Гаврила, Н. Ф. Сазонов — Вася Шустрый.

Спектакль не имел успеха, он оказался одни из самых провальных в театральной судьбе Островского и он тяжело это переживал: «Кто не испытывал падения, для того переживать его — горе, трудно переносимое. Такое горе со мной случилось было в первый раз в жизни в 1869 году в Петербурге при первом представлении комедии "Горячее сердце"».*

О В. В. Самойлове в роли Градобоева современники отзываются только отрицательно*, и уже в начале февраля его роль была передана Зубову, похоже, что большой популярностью очень выгодная роль Градобоева в Александринском театре в этот момент не пользовалась.

Афиша Императорских театров со спектаклем «Горячее сердце». 11–14 февраля 1869 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Критик журнала «Всемирная иллюстрация» утверждает, что пьеса не имела успеха, и это «чуть ли не впервые случается с г. Островским».* Говоря об исполнении, он хвалит Калугина (Гаврило) за задушевность и теплоту . Калугин не имел ни опыта, ни образования, критика редко его отмечала, но в репертуаре был занят неплохо, в основном для типажа «простосердечного любовника» в купеческих пьесах.*
См. : Лунин Е. Театральное обозрение // Всемирная иллюстрация. 1869. Т. 1. №7. С. 111; Бурдин Ф. А. Письмо А. Н. Островскому от 31 января 1869 // А. Н. Островский. Ф. А. Бурдин. Неизданные письма из собраний Государственного Театрального музея имени А. А. Бахрушина. Москва ; Петроград, 1923. С. 89.

Е. П. Струйская. 1878 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Что касается Елены Павловны Струйской, исполнительницы важной для автора роли Параши, то едва ли Островский был мог быть доволен таким распределением ролей.

Через 15 лет, в 1884 году, разбирая подробно труппу Александринского театра, драматург выскажется о ней весьма однозначно: «Это была артистка совсем особенного свойства: она не умела ходить, не умела стоять, — у ней кружилась голова, и она ловила то той, то другой рукой кого-нибудь, чтобы удержаться и не упасть; она не умела читать со смыслом, знаки препинания не имели для нее никакой обязательной силы. <…> Смотреть свою пьесу со Струйской было истинным наказанием <…>: так она умела ничего не понять в роли, смазать и опошлить все эффектные и выдающиеся ее стороны, что, бывало, смотришь и недоумеваешь, твою ли это пьесу играют, или какую-нибудь чужую».*

Рецензент «Всемирной иллюстрации» находил в исполнении Струйской характерную для нее сентиментальность и слезливость, в то же время, внимательный и тонкий театрал А. В. Суворин актрису в роли Параши оценивает скорее положительно.
Александринский театр реабилитировал «Горячее сердце» только в 1893 году при возобновлении постановки. На это раз пьесу и актеров ждал большой успех. Спектакль получился «незабываемый, спектакль концертного исполнения и абсолютного ансамбля»*.

Распределение ролей было таким: К. А. Варламов — Курослепов, О. П. Владимирова — Матрена Харитоновна, М. Г. Савина и М. А. Потоцкая — Параша, В. Н. Давыдов — Силан, П. М. Медведев — Градобоев, Н. Ф. Сазонов — Хлынов, К. П. Шкарин — Аристарх, В. И. Петров — Гаврило, А. С. Панчин — Вася Шустрый.

Ю. М. Юрьев писал, что вышел после спектакля «положительно потрясенный»: «Что ни роль — то раскрытая книга человеческой жизни, и на этот раз исключительный, образцовый ансамбль. Савина, Варламов, Давыдов, Медведев, Шаповаленко — все вместе создавали большое полотно, внушительную картину "темного царства", от которой положительно становилось страшно, жутко, так ярко они все вкупе рисовали грубую силу самодурства, произвола и самоуправства. Нравы, обычаи и весь уклад жизни, как черная мрачная грозовая туча, надвигались на горячее сердце и душили всякую попытку пробиться через нее светлому лучу каждого живого существа, рвущегося из пут жестокой действительности. Спектакль имел выдающийся успех. И поныне театральные старожилы вспоминают о нем, как об образцовом, как об одном из лучших спектаклей Александринского театра.

М. А. Потоцкая в роли Параши. 1893 г. Из фондов Музея истории российской литературы им. В. И. Даля.

На премьере присутствовали и Чайковские. В антракте, когда я стоял в проходе партера, Петр Ильич, проходя мимо меня, сказал мне: "Не правда ли, восхитительно? Как играют! А у Островского, что ни слово, то на вес золота!"»*
В. Н. Давыдов в роли Хлынова.
Александринский театр. 1914 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
К. А. Варламов в роли Курослепова.
Александринский театр. 1904 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Сцена из спектакля. К. А. Варламов (Курослепов), П. М. Медведев (Градобоев), А. С. Панчин (Вася Шустрый). Александринский театр. 1893 г.
Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Лунин Е. Театральное обозрение // Всемирная иллюстрация. 1869. Т. 1. №7. С. 111.
См. : Цимбалова С. И. Калугин С. Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссеры: энциклопедия. Санкт-Петербург, 2020. С. 330.
Островский А. Н. Записка по поводу проекта «Правил о премиях императорских театров за драматические произведения» // Островский А. Н. Полн. собр. соч. в 12 тт. Т. 10. Москва, 1978. С. 210-211.
Юрьев Ю. М. Записки: в 2 т. Т. 1. Ленинград; Москва, 1963. С. 413.
Тихомиров В. В. Жанровое своеобразие комедии А. Н. Островского «Горячее сердце» в рецепции литературной и театральной критики и литературоведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. №6. С. 63 .
По мнению современных исследователей, «некоторое переосмысление комедии "Горячее сердце" и более глубокое её театральное воплощение относится уже к концу XIX и первым десятилетиям XX века».*
До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина, приуроченной к празднованию 150-летие со дня рождения А. Н. Островского в 1973 году, читайте в нашем Театральном Календаре.

Адаптация сюжета

Фильмы и телеспектакли