А. Н. Островский

ГРОЗА

драма в 5 действиях
О   ПЬЕСЕ

«У сочинителя столько в запасе характеров, их странностей и поучительных для наблюдателя черт, что сцены постоянно интересны и любопытны».*
П. А. Плетнев
«Подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам».*
И. А. Гончаров
Из рецензии П. А. Плетнева о пьесе, написанной к присуждению Уваровской премии. (см.: Отчет о четвертом присуждении наград графа Уварова 25 сентября 1860 года. Санкт-Петербург, 1860. С. 40).
Из рецензии И. А. Гончарова о пьесе, написанной к присуждению Уваровской премии. (см.: Отчет о четвертом присуждении наград графа Уварова 25 сентября 1860 года. Санкт-Петербург, 1860. С. 41).
История публикаций
Безусловно, что огромное впечатление, полученное А. Н. Островским от путешествия по Волге в 1848 году, когда он вместе со всем семейством выехал из Москвы смотреть новое, купленное отцом имение Щелыково, отразилось в написанной через 11 лет пьесе.

Вот описание одного из встреченных в этой поездке приволжских городов, оставленное в дневнике путешественником: «Подле собора общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар, далеко притянутый к Волге по нарочно устроенной для этого насыпи. На конце бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор»*. Ну чем не набережная города Калинова!

Идея же создания целого цикла драматических произведений под названием «Ночи на Волге», возникла у А. Н. Островского уже после Поволжской этнографической экспедиции 1856 года. «Гроза» является одной из пьес, входящих в этот не до конца осуществлённый литературный проект.

Драматург работает над пьесой летом 1859 года и заканчивает ее уже через несколько месяцев, в октябре этого же года. Ни одно из произведений Островского не вызвало в печати такой ожесточенной полемики, таких яростный споров, таких противоречивых трактовок образов героев драмы!


Журнал «Библиотека для чтения». 1860 г.

Островский А. Н. 28 апреля. Кострома. 5-й час // Островский А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 13: Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843–1886. Москва, 1952. С. 183.

Титульный лист первого отдельного издания драмы «Гроза».

И самым неоднозначным была главная, истинно трагическая современная героиня — Катерина Кабанова.

Одобрительные отзывы о «Грозе» на предмет представления её к Уваровской премии, написанные членами Императорской
академии наук, известными литераторами И. А. Гончаровым, П. А. Плетнёвым и А. Д. Галаховым*, а затем обширная статья Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»*, будто подводящая итог предшествовавшим оценкам драмы, прекратили активную полемику критиков. Для современников стало совершенно очевидно, что столь разные трактовки характеров персонажей свидетельствовали об обширном диапазоне художественных образов, созданных драматургом.

В 1860 году А. Н. Островский получил за пьесу «Гроза» Уваровскую премию, учреждённую в память о министре народного просвещения С. С. Уварове.

Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» в 1860 году.* В том же году она вышла отдельным изданием.*
Библиотека для чтения. 1860. Т. 158. Январь. С. 1–78.
Островский А. Н. Гроза: драма в 5 действиях. Санкт-Петербург: тип. К. Вульфа, 1860. 113 с.
См.: Отчет о четвертом присуждении наград графа Уварова 25 сентября 1860 года. Санкт-Петербург, 1860. С. 30–49.
–бов Н. [Добролюбов Н. А.] Луч света в темном царстве // Современник. 1860. Т. 83. № 10 (Окт.). С. 233–292. (Современное обозрение).
Цензурная история

«Как упустили из виду два действия, которые происходят за кустами?! Уже самой новостью они заслуживали быть замеченными!»*

М. С. Щепкин

«Ну оба в ответе будем, и вы, и я!»*

И. А. Нордстрем
Из письма М. С. Щепкина к А. Д. Галахову от 15 ноября 1860 // Михаил Семенович Щепкин: Жизнь и творчество: в 2 т. Т. 1. Москва, 1984. С. 302.
Из диалога цензора И. А. Нордстрема с автором о пьесе «Гроза» (См.: Лакшин В. Новые материалы об А. Н. Островском // Русская литература. 1960. №1. С. 154)
Самым удивительным событием в истории отношений А. Н. Островского с драматической цензурой стало не запрещение, что можно было бы ожидать, а разрешение его пьесы «Гроза». Ведь с точки зрения общественных приличий драма затрагивала очень рискованную тему — в ней не просто изображалась супружеская измена, приводящая главную героиню к одному из самых страшных церковных грехов — самоубийству, но неверная жена вызывала у зрителей сочувствие.*

Цензор И. А. Нордстрем оставил благожелательный отклик о пьесе, и в своем рапорте, постарался смягчить трагический финал произведения, переведя пьесу в плоскость бытовой драмы с раскаявшейся главной героиней, которая не может вынести «бремя своей вины» и свой «проступок должна искупить ценой жизни». «Противного правилам цензуры ничего нет», — заключил доклад цензор и внес в текст произведения лишь небольшие правки красным цензорским карандашом.

Однако в приватной беседе с Островским он выказал сомнения в благонадежности пьесы, заподозрив в Кабанихе иносказательно выведенного на сцену… покойного государя Николая I. Островский переубеждал цензора, не находя возможным поступиться образом деспотичной Марфы Игнатьевны.
— Да не могу же я у своего сына ногу отрезать.
— Ну оба в ответе будем, и вы, и я!,— вздохнул цензор.*

31 октября 1859 года «Гроза» была разрешена драматической цензурой для постановки на сцене.


Лист суфлерского экземпляра пьесы 1859 г. Из фондов СПбГТБ.

О возможных причинах разрешения для постановки пьесы «Гроза», об отношении драматической цензуры к нравственной проблематике драматических произведений и эволюционировании взглядов цензоров см.: Зубков К. Ю. Цензоры на страже нравственности: почему была разрешена «Гроза» Островского // Зубков К. Ю. Просвещать и карать: Функции цензуры в Российской империи середины XIX века. Москва, 2023. С. 307–356.
См.: Лакшин В. Новые материалы об А. Н. Островском // Русская литература. 1960. №1. С. 154.
Сценическая история

«Успех "Грозы" был большой и, Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень

радовал. Надоедало только ему приставанье тогдашней

публики, интересовавшейся знать, почему пьеса названа

"Грозою" — потому ли, что в ней изображена гроза, или

это намек на что-нибудь».*

Н. В. Рыкалова

«Сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей».*

А. Ф. Кони
Рыкалова Н. В. А. Н. Островский и Малый театр // А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Москва, 1966. С. 382.
Кони А. Ф. А. Н. Островский (Отрывочные воспоминания) // А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Москва, 1966. С. 192.
Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в.
Императорский Малый театр. Фото сер. XIX в.
Пьесу для постановки в Малом театре получили из цензуры за неделю до премьеры, что было обычным явлением той поры. Репетиции спектакля проходили с непосредственным участием автора: он читал артистам пьесу, распределял роли, режиссировал. Под руководством Островского актеры искали нужные интонации, нужный «тон» каждого действующего лица, согласовывали темп и характер каждой сцены.

Л. П. Никулина-Косицкая. 1860-е гг. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Первое представление пьесы состоялось 16 ноября 1859 года в Московском Малом театре в бенефис Сергея Васильевича Васильева, исполнившего роль Тихона. Этот спектакль, блестящий по составу актеров, стал выдающимся театральным событием. Зрителей особенно потрясла игра исполнительницы роли Катерины — Л. П. Никулиной-Косицкой.

Для актрисы эта роль стала вершиной творчества, вероятно ещё и потому, что она приняла невольное участие в создание образа главной героини. Монологи Катерины были написаны автором под влиянием устных рассказов Любови Павловны о своем детстве, проведенном на Волге, своих переживаниях, мечтаниях. После смерти Никулиной-Косицкой будут изданы её «Записки», где станет совершенно очевидно сходство характера и души героини с Катериной Островского.

Искренность актрисы завораживала публику. В последнем акте, в сцене прощания с Борисом, с нею плакали все зрители, включая ожидающую за кулисами своего выхода на сцену Рыкалову-Кабаниху. «Сам Бог создал вас для этой роли!», — воскликнул потрясенный её игрой автор.*

С Любовью Павловной у Островского сложились очень непростые романтические отношения. «Мы с тобой целую трагедию напишем нашими письмами», — предрекала она в одном из писем к драматургу.* Так и произошло: личная история отношений безусловно отразилась и в написанной Островским драме.

Никулина-Косицкая Л. П. Письма к А. Н. Островскому // Щукинский сборник. Вып. 1. Москва, 1902. С. 352.
См.: Лакшин В. Я. «Гроза» гремит в Москве... // Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд. Москва, 1982. С. 354.
Надежда Васильевна Рыкалова великолепно показала в Кабанихе «строптивую, спокойную, строгую, бесчувственную женщину, в которой все свободно-человеческое, разумно-нравственное заглохло; в которой обычай старины, неподвижный обряд, господствует безусловно; которая все, что отталкивает от себя внутренние, сдерживает при себе наружным правом самовластия».* Для Рыкаловой эта роль станет также одной из знаковых — она будет играть Кабаниху в Малом театре почти сорок лет.

Выделяли современники и игру Сергея Васильевича Васильева. Так, писатель Д. А. Коропчевский вспоминал, что артист изображал Тихона «глубоко драматической личностью». «Он был забит и обезличен, но и мысль и чувство в нем были только заглушены, а не убиты. Он внушал сожаление к себе, превышавшее даже симпатию зрителя к Катерине <...> На него страшно было смотреть, когда он, переживая смертельную муку, вырывался из рук матери. Не столько словами, сколько жестами, мимикой, он и боролся с матерью, и умолял ее отпустить его. Последний крик его: "Маменька! вы её погубили!" — был ужасен; он потрясал и потом долго преследовал зрителя».*


Н. В. Рыкалова в роли Кабанихи. 1859 г. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».

Писарев М. И. Театр // Оберточный листок. 1860. 18 мая.
Коропчевский Д. Сергей Васильевич Васильев: Из «Воспоминаний о Московском театре» // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895-1896. Приложения. Кн. 3. Санкт-Петербург, 1897. С. 14.

Афиша премьерного спектакля Малого театра (Москва). 1859 г. Из фондов СПбГМТМИ.

О Прове Михайловиче Садовском, создавшем сценический образ Дикого, тот же Коропчевский писал: «Это был не московский, а захолустный купец старого времени, командующий не только в своей семье, но и в целом городе, заставляющий всех гнуться по его желанию, презирающий и осыпающий бранью каждого, кто имеет с ним какое-нибудь дело. <...> Глядя на него, действительно страшно делалось за тех, кто от него зависел. Лучшего олицетворения "жестоких нравов", чем этот внушающий всем ужас и ненависть старик, в старомодном картузе с большим козырьком и в длиннополом кафтане, как его играл Садовский, нельзя себе и представить».*

Спектакль имел громадный успех. Рыкалова вспоминала позже: «Зрительный зал, конечно, полон, успех пьесы определился после моего ухода со сцены в первом же акте, раздались шумные аплодисменты, которые к концу пьесы превратились в сплошной триумф как по адресу автора, так и по отношению к исполнителям. И нужно отдать справедливость — пьесу разыгрывали "на ура"».*

Остальные роли исполнили: Борис — И. Е. Чернышев, Варвара — Е. В. Бороздина, Кулигин — В. И. Дмитревский, Кудряш — В. Д. Ленский, Шапкин — А. А. Кремлев, Феклуша — С. П. Акимова, Глаша — Е. Г. Рябова, Барыня — Л. П. Златопольская.

Коропчевский Д. Пров Михайлович Садовский: Из «Воспоминаний о Московском театре» // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1894-1895. Приложения. Кн. 2. Санкт-Петербург, 1896. С. 32.
Е. А. Современники о первом представлении «Грозы» // Театр. 1909. 15 нояб. (№ 528). С. 12.
На сцене Александринского театра премьера состоялась 2 декабря 1859 г. в бенефис актрисы Юлии Николаевны Линской, сыгравшей роль Кабанихи. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Дикой — Ф. А. Бурдин, Борис — П. С. Степанов, Тихон — А. Е. Мартынов, Катерина — Ф. А. Снеткова, Варвара — Е. М. Левкеева, Кулигин — П. И. Зубров, Кудряш — И. Ф. Горбунов, Феклуша — П. К. Громова, Барыня — О. А. Волкова.
«Было видно, что к постановке её все участники — артисты, режиссер и декораторы — отнеслись с особой любовью. Линская была удивительная Кабанова, холодом веяло от нее, от каждого ее слова и движения. Снеткова создала цельный и поэтический образ Катерины, а сцена ночного свидания Кудряша — Горбунова с Варварой — Левкеевой — была проведена ими с такой жизненной правдой и эстетическим чутьем, что заставляла совершенно забывать, что находишься в театре, а не притаился сам теплою весеннею ночью на нависшем над Волгою берегу в густой листве, в которой свистит и щелкает настоящий соловей. Но выше всего был Мартынов, драматический талант которого, столь неожиданно расцветший, тут проявился во всей своей силе <…>. Роль молодого Кабанова была апогеем славы Мартынова, она же была и его лебединой песнью. Я еще вижу его как живого над трупом несчастной жены с непередаваемым выражением в лице и голосе, бросающим старой Кабановой упрек: "Это вы ее убили, маменька, вы.."», — через много лет описывал А. Ф. Кони своё сильнейшее театральное потрясение.*


И. Ф. Горбунов в роли Кудряша, Е. М. Левкеева в роли Варвары в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Зарисовка сцены из спектакля «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Художник А. И. Шарлемань. Из фондов СПбГМТМИ.

Ф. А. Снеткова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. 1859 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою».

Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой. «Натура Катерины страстно сдержанная, с налетом наивной религиозности, поэтически чувственная, склонная к уколам совести, к трагическим позывам раскаяния — нашла в Снетковой особенно чуткую толковательницу. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти. Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах».*

В 1909 году корреспондент газеты «Обозрение театров» взял интервью у первой исполнительницы роли Катерины. «Как я играла? Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.*
Боборыкин П. Три любимицы // Артист. 1890. № 11. С. 37.
Первая исполнительница Катерины в «Грозе» // Обозрение театров. 1909. 26 нояб. (№916). С. 8.
«"Гроза" пронеслась над всей Россией и оросила благодатным дождем косные нравы и отживший устарелый народный быт».* Не было ни одной провинциальной сцены, где не сыграна была бы эта драма Островского, ставшей для Русской сцены «совершеннейшей русской драмой, как "Ревизор" — совершеннейшей русской комедией»*.
Е. А. Современники о первом представлении «Грозы» // Театр. 1909. 15 нояб. (№ 528). С. 13.
Е. А. Современники о первом представлении «Грозы» // Театр. 1909. 15 нояб. (№ 528). С. 9.
Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, М. Г. Савиной, П. А. Стрепетовой, Е. И. Найденовой, Е. Н. Рощиной-Инсаровой, А. Г. Коонен...
До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок творческого союза В. Э. Мейерхольда и А. Я. Головина 1916 года, оставившей яркий след в истории, читайте в нашем Театральном Календаре.
Адаптация сюжета

Оперы и балеты

Фильмы и телеспектакли