А. Н. Островский

БЕСПРИДАННИЦА

драма в 4 действиях

О   ПЬЕСЕ

«Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали "Бесприданницу" лучшим из всех моих произведений».*

А. Н. Островский

«Драма, хотя и не принадлежит к числу лучших вещей Островского, во всяком случае, представляет серьезный интерес»*

В. П. Буренин
Из письма А. Н. Островского Ф. А. Бурдину (Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 15: Письма. Москва, 1953. С. 128).
Буренин В. П. Литературные очерки // Новое время. 1879. 26 янв. (№ 1046). С. 2.
История публикаций
В 1870-х годах Александр Николаевич Островский, будучи уже известным драматургом, не раз избирался почетным мировым судьей* Кинешемского уезда Костромской губернии. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд — им стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой красавицы жены.

Пьеса была начата в 1874 году, и работа над ней продолжалась с перерывами более четырех лет. В процессе создания творческий замысел новой пьесы претерпевал существенные изменения: количество действий, состав действующих лиц, характеры персонажей… Как свидетельствует запись на черновом автографе пьесы, драма была окончательно завершена 16 октября 1878 года.

Узнав, что Островский закончил новую пьесу, М. Е. Салтыков-Щедрин на следующий же день написал драматургу, что мечтает опубликовать ее в своем журнале «Отечественные записки». «Мы желали бы начать Вашей пьесой 1879 год: это уже давно так повелось. Нет нужды, что пьеса будет поставлена на сцене раньше, от этого она нимало не утратит интереса в чтении».*

Так и случилось: драма в 4 действиях «Бесприданница» была опубликована в январском номере журнала «Отечественные записки» 1879 года.*


Лист авторской рукописи А. Н. Островского «Бесприданница». Из фондов РГБ.

Салтыков-Щедрин М. Е. Полное собрание сочинений. Т. 19. Москва, 1939. С. 112.
Отечественные записки. 1879. №1 (Январь). С. 5–100.
Мировые суды рассматривали гражданские и уголовные дела: иски по личным обязательствам, имущественные претензии «ценою не выше 300 рублей». В числе прочих наказаний, мировой судья имел право назначать виновным выговоры и внушения. Мировой судья избирался сроком на три года. Им мог стать только материально независимый и уважаемый человек, имеющий высшее или среднее образование, обладающий авторитетом, который позволил бы склонить тяжущиеся стороны к заключению мирового соглашения.

Журнал «Отечественные записки». 1879 г. №1.

Воспринятая многими как заурядная бытовая драма, новая работа драматурга была встречена критически. «Неужели стоило г. Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой, обольщенной девице? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия», — возмущенно писал литературный критик Александр Дмитриевич Куренин.*

Особенно яростно обвинял Островского в «самоповторяемости» популярный драматург Петр Дмитриевич Боборыкин: «Эту вещь никак нельзя считать одной из лучших в театре Островского <...> Ее нравственный замысел не может быть и поставлен рядом с однородными замыслами "Бедной невесты" и "Воспитанницы"».*

Такая резкая реакция современников была неудивительна. Театральное сообщество к середине 1870-х годов особенно пристально следило за творчеством драматурга, подвергая скрупулёзному, часто пристрастному, исследованию каждое новое его произведение. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора. «Бесприданница», ставшая для драматурга новой вехой, пьесой-исканием, предвосхитила поэтику чеховской драмы*, а главная героиня пьесы, Лариса, навсегда вошла в галерею знаменитых женских образов литературы второй половины XIX века.
«По-новому воссоздать трагедию женской души — души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой казалось Островскому очень своевременной и привлекательной задачей».*
Куренин А. Д. Московский фельетон // Новое время. 1878. 18 нояб. (№979). С. 2
Б., П. [Боборыкин П. Д.] Московские театры // Русские ведомости. 1879. 23 авг. (№ 212). С. 1.
См.: Лакшин В. А. Н. Островский. Москва, 2004. 643 с.
Лакшин В. А. Н. Островский. Москва, 2004. 646 с.
Цензурная история

«Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений»*

А. Н. Островский

«К представлению дозволено.

28 октября 1878 года».*

Цензор
Из письма А. Н. Островского к начальнику репертуара Александринского театра П. С. Федорову (Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т. 11. Москва, 1979. С. 619).
Резолюция цензора драматических сочинений Е. И. Кейзера фон Нилькгейма на экземпляре пьесы. (ОРИРК СПбГТБ. Фонд «Русская драма». I.15.2.1).
Новую пьесу известного драматурга с нетерпением ждали в театральной дирекции. Уже через несколько дней после окончания, 26 октября 1878 г., экземпляр писарской копии был отослан в Петербург начальнику репертуара Александринского театра П. С. Федорову, а через два дня долгожданное произведение получило одобрение Театрально-Литературного комитета для постановки на сцене Александринского театра.

Без промедления, в тот же день рукопись была направлена в Цензурный комитет Главного управления по делам печати. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Обычно принятие решения занимало у цензоров несколько дней, а в сложных случаях — и месяцев. «Бесприданницу» разрешили играть в Императорских театрах в тот же день!

На рукописном экземпляре пьесы, хранящейся в Фонде «Русская драма» нашей библиотеки стоит резолюция цензора драматических сочинений Егора Ивановича Кейзера фон Нилькгейма: «К представлению дозволено. 28 октября 1878 года».

В сохранившемся тексте пьесы многочисленные пометки режиссеров, планы сценического оформления, фамилии артистов — участников первого представления в Александринском театре и последующих составов.


Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Из фондов СПбГТБ.

Сценическая история

«За билеты на "Бесприданницу" потому не дерутся, что их нет на три представления вперед, а кому нужно, тот плати за ложу 25 рублей, а за кресло 5 рублей».*

А. Н. Островский

«Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы».*

С. В. Флеров
Из письма А. Н. Островского Ф. А. Бурдину 27 декабря 1878 г. (Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 15: Письма. Москва, 1953. С. 131).
Васильев С. [Флеров С. В.] Театральная хроника // Московские ведомости. 1878. 19 нояб. (№295). С. 5.
Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в.
Императорский Малый театр. Фото сер. XIX в.
Всего после двух недель репетиций, что было обычным явлением той поры, 10 ноября 1878 года «Бесприданница» в первый раз была представлена в Москве на сцене Малого театра в бенефис Николая Игнатьевича Музиля, сыгравшего Робинзона.

Г. Н. Федотова в роли Ларисы, И. В. Самарин в роли Кнурова. Зарисовка Д. Шустова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Роли исполнили: Лариса — Г. Н. Федотова; Огудалова — Н. М. Медведева; Паратов — А. П. Ленский; Кнуров — И. В. Самарин; Вожеватов — М. А. Решимов; Карандышев — М. П. Садовский; Евфросинья Потаповна — С. П. Акимова; Гаврило — К. П. Колосов; Иван — Д. В. Живокини; Илья — М. В. Лентовский.

Может быть из-за недостатка времени на тщательный разбор этой пьесы артисты не смогли в полной мере раскрыть со сцены новизну ее художественной формы: большинство зрителей увидело в новом произведении Островского не социально-психологическую драму, а банальную бытовую историю «недалекой романтической мещаночки»*.

Отзывы театральной критики о спектакле были весьма противоречивы, но большинство рецензентов считало, что новая драма Островского имела «незначительный успех». И все же было отмечено, что «пьеса была разыграна очень дружно»*. Садовский был лучшим в исполнении «трудной роли Карандышева»*. Медведева, выйдя на сцену в «безбожно пестром, кричащем платье», очень точно воплотила «тип буржуазной матери-попрошайки и сводни», ищущей женихов и «жаждущую продать дочь за богатство».*
Московские заметки // Голос. 1878. 14 ноября (№ 315). С. 2.
Ленский «в ухарском полувоенном наряде с красным околышем», сыграв «льва поволжских городов и деревень» Паратова, верно обобщил в этом образе тип «уездного донжуана».*

По общему мнению, Гликерии Николаевне Федотовой роль не удалась. Современники упрекали актрису в том, что она придала характеру Ларисы элементы мелодраматизма: «ухитрилась превратить сентиментальную мещаночку в мелодраматическую героиню»*, «мало возбуждала сочувствия» у зрителей, а между ее персонажем и всей остальной бытовой средой пьесы лежала «антихудожественная пропасть»*.

Через несколько дней, 14 ноября, спектакль прошел в бенефис М. П. Садовского, а в роли Ларисы впервые выступила Мария Николаевна Ермолова. Рецензенты сразу отметили иную, более точную трактовку образа новой актрисой. Она сумела передать «девичью тоску» и «чувство реальной душевной боли». Исполнение Ермоловой отличалось простотой и искренностью, она говорила со сцены «своим голосом» и зритель ни минуты не сомневался «в правдоподобии слов и настроений Ларисы».*

Спектакль с новой исполнительницей стал пользоваться у публики большим успехом. Видимо, это и позволило Островскому в письме к Бурдину написать о том, что билеты в кассе зрители раскупают на три представления вперед.

Г. Н. Федотова в роли Ларисы, А. П. Ленский в роли Паратова. Зарисовка Д. Шустова. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Б. П. [Боборыкин П. Д.] Московские театры // Русские ведомости. 1879. 23 авг. (№ 212). С. 1.
На сцене Александринского театра премьера состоялась 22 ноября 1878 г. в бенефис актера, друга А. Н. Островского, Фёдора Алексеевича Бурдина, которому была предназначена роль Кнурова*. К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Лариса — М. Г. Савина; Огудалова — А. М. Читау; Паратов — А. А. Нильский; Вожеватов — Н. Ф. Сазонов; Карандышев — А. С. Полонский; Евфросинья Потаповна — А. П. Натарова; Робинзон — Н. И. Арди; Гаврило — В. Г. Васильев; Иван — И. Ф. Горбунов; Илья — К. Н. Константинов (Делазари).
На премьере в роли Кнурова выступил Владимир Яковлевич Полтавцев в связи с болезнью бенефицианта.
Драматург с большим вниманием отнесся к постановке своей новой драмы в Петербурге. Приехав в столицу после московской премьеры, он 14 ноября читал «Бесприданницу» артистам Александринского театра на квартире у своего брата Михаила Николаевича, а потом принимал активное участие в репетициях и распределении ролей.

Все свои пьесы Островский писал, как сам он признавался, «для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта».* В роли Ларисы Островский видел Марию Гавриловну Савину, молодую, но уже яркую звезду александринской сцены. Начиная с комедии 1876 года «Правда — хорошо, а счастье лучше», драматург доверял ей исполнение главных ролей почти во всех своих новых произведениях. «Савина, при ее средствах, должна свести с ума публику», — предвкушал автор.*

Как когда-то написанная Катерина для Л. П. Косицкой, «обладавшей даром нести в зал переживания цельной, открытой души», так Лариса предназначалась для «актрисы высокоталантливой, но лишенной на сцене обаяния открытости, щедрого сердца, зато обладавшей современным "нервом", обольстительными переходами от душевного холода к жаркой страсти».*

М. Г. Савина в роли Ларисы. 1878 г. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».

Из письма А. Н. Островского Ф. А. Бурдину // Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 15: Письма. Москва, 1953. С. 126.
Лакшин В. Александр Николаевич Островский. Москва, 2004. С. 646–647.
Цит по: Шамбинаго С. А. А. Н. Островский. Москва, 1937. С. 94. (Жизнь замечательных людей)
Спектакль прошел с большим успехом в отличие от московской премьеры, «вызовам не была конца»*. Особенно высоко была оценена игра Савиной. «Роль Ларисы как будто написана специально для г-жи Савиной. Так она подходит к средствам этой симпатичной актрисы».* Актриса создала «необыкновенно поэтический и грациозный образ»*,— отмечали рецензенты.
Ф. [Федоров М. П.] Театр и музыка // Новое время. 1878. 24 нояб. (№985). С. 3.
П. А. Театр и музыка // Биржевые ведомости. 1878. 24 нояб. (№325). С. 3.
Письма Островского к жене М. В. Островской // Литературное наследство. Т. 88 : А. Н. Островский. Новые материалы и исследования. Кн. 1. Москва, 1974. С. 117.

Программка спектакля Александринского театра 19 сентября 1896 г. Из фондов Александринского театра.

Несмотря на полный актёрский ансамбль, в сезон 1878-79 годов пьеса ставилась в репертуар Александринского театра крайне редко, а потом о ней и вовсе забыли.

Возвращение «Бесприданницы» Островского на подмостки связано с именем великой актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской: 17 сентября 1896 года она впервые выступила в роли Ларисы на сцене Александринского театра. Об ее игре А. В. Амфитеатров восторженно писал: «Если бы Комиссаржевская ничего, кроме Ларисы Огудаловой, не сыграла, то и тогда ее имя осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения. Комиссаржевская играла Ларису не талантом даже, но кровью сердца своего и поднялась в ней на такую высоту скорби, которая доступна только крыльям гения».*

Зрителей потрясало, как актрисе удалось так правдиво нарисовать легкими, задушевными красками характер мятежной, вольнолюбивой женщины. Ее игру сравнивали с игрой Дузе, а созданный образ — с «белой чайкой, которая, не долетев до берега, разбивается о прибрежные скалы»*.
Амфитеатров А. Маски Мельпомены. Москва, 1911. С. 24.
Гайдебуров П. П. Испытание лаврами // Алконост: Кн. 1 : Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской. Санкт-Петербург, 1911. С. 27.
Комиссаржевская заменила романс «Не искушай меня без нужды», указанный в пьесе, на более современный — «Нет, не любил он...». Это был перевод М. В. Медведева итальянского произведения композитора А. Гуэрчиа на стихи Е. Дельпрейте. Вставить в старую пьесу музыкальный материал, более близкий зрителям, но не искажающий общий замысел пьесы — смелое сценическое решение для того времени. «Артистка глядела своим глубоким, вечно вопрошающим взглядом, пела, и в ее передаче даже звуки шаблонного романса вырастали до протеста против мучительно-тоскливой жизни», — вспоминал волнующее пение Н. Долгов.* К сожалению, не сохранились записи исполнения актрисой этого романса, но именно Комиссаржевской он обязан своей огромной популярностью, дошедшей и до наших дней.
Долгов Н. Комиссаржевская в репертуаре Островского // В. Ф. Комиссаржевская. Альбом Солнца России. Санкт-Петербург, 1915. С. 39.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов Александринского театра.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. 1896 г. Из фондов Музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково».
Именно Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, и после этой постановки «Бесприданница» становится одной из самых популярных пьес в репертуаре русского театра и часто ставится как на столичной, так и на провинциальной сцене.
Глубоко продуманная, во многом опередившая своё время пьеса Островского, непринятая и непонятая его современниками, перешагнула все временные рубежи и обрела настоящее бессмертие.
До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одном из интереснейших спектаклей, состоявшимся 24 января 1905 года в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской в постановке И. А. Тихомирова и оставившим яркий след в истории, читайте в нашем Театральном Календаре.
Адаптация сюжета

Оперы и балеты

Фильмы и телеспектакли

  • Текст публикуется по изданию: Островский А. Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. / Под общ. ред. Г. И. Владыкина и др. Т. 5. Пьесы. (1878–1884) /Подгот. текста и коммент. Е. И. Прохорова и др.; Ред. В. Я. Лакшин. Москва: Искусство, 1975. — С. 7 - 81.
  • Комментарии к тексту по материалам «Словаря к пьесам А. Н. Островского» Н. С. Ашукина, С. И. Ожегова, В. А. Филиппова (Москва: ВЕСТА, 1993. 248 с.).