А. Н. Островский

УТРО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

сцены
О   ПЬЕСЕ

«Пишу для бенефиса Садовского».*

А. Н. Островский

«Островский читал сцены — хохотали»*

М. П. Погодин
Из письма А. Н. Островского М. П. Погодину 1–2 июня 1850 г. (Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т. 11: Письма. Москва, 1979. С. 20).
Запись в дневнике М. П. Погодина // РГБ. ОР. Ф. 231/I. Карт. 39. Ед. хр. 5. Л. 59 об.
История публикаций
Александр Николаевич Островский написал «Утро молодого человека» в 1850 году, почти сразу после невероятного читательского успеха комедии в 4 действиях «Свои люди — сочтёмся!». Новое же произведение драматурга, опубликованное в ноябрьском журнале «Москвитянина»*, воспринимали скорее сценами или этюдами, чем полноценной комедией.

Главный персонаж пьесы, молодой купчик Семён Парамоныч Недопекин напоминает героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Журдена. Наивный и доверчивый, но, вместе с тем, амбициозный, Недопекин решает стать аристократом. В погоне за новым социальным статусом герой меньше всего беспокоится о высших ценностях и смысле своей деятельности. Его увлекает исключительно внешняя сторона аристократической жизни.

Тема, поднятая драматургом в этих сценах, была актуальной и уже затрагивалась раньше. Рисуя в «Семейной картине» тип молодых бездельников, проматывающих отцовские капиталы, драматург в новой пьесе решил показать характерную картину их образа жизни.

«Островский не без сатирической окраски показывает в пьесе повседневную жизнь молодого поколения купечества, которое бездумно следует моде даже в самых нелепых ее проявлениях».*




Иллюстрация к пьесе. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.

Москвитянин. 1850. № 22. Отд. I. С. 149–168.
Высоцкая Ю. В. Утро молодого человека // А. Н. Островский. Энциклопедия. Кострома, 2012. С. 459.

Иллюстрация к пьесе. Художник П. М. Боклевский. Из фондов СПбГТБ.

Пьеса, рассчитанная исключительно на мужской состав, вызвала противоречивые отклики критики. Анонимный обозреватель «Современника» отзывался об «Утре молодого человека» неодобрительно: «если смотреть на эти сцены сравнительно с упомянутым первым произведением, то покажутся они чем-то очень плохим и бедным. Но сами по себе они недурны».*

Известный писатель и литературный критик Александр Васильевич Дружинин, напротив, назвав сцены « замечательной вещью», полагал, что любой журнал с радостью напечатал бы их на своих страницах: «так много в этих коротеньких сценках простодушной бойкости и наблюдательности, ... сценки эти читаются так быстро и легко, что рука невольно тянется к прочитанным уже страницам и хочет перелистывать их сызнова».*

Но, безусловно, все сходились в единодушном мнении, что в новой работе Островского очевидна связь и зависимость от творчества Н. В. Гоголя: даже название перекликалось с его комедией «Утро делового человека». Особая карикатурность, с которой изображает драматург действующих лиц, заметна как в самых ранних пьесах, так и в более поздних. Например, комическая черта характера главного героя Недопекина в позднем творчестве напоминает образ Карандышева из «Бесприданницы».
Современные заметки //Современник. 1850. Т. 24, № 12 (Дек.). С. 256.
Дружинин А. В. Письма Иногородного Подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике //Современник. 1851. Т. 25, № 1 (Янв.). С. 95-99.
Б.,
Цензурная история

«Самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы».*

А. Н. Островский

«Пьеса имеет нравственную цель».*

Цензор
Из статьи «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России».
Из резолюции цензора драматических сочинений А. К. Гедерштерна. (РГИА. Ф.780. Оп.1. Д.29. Л.160).
Каждое произведение перед постановкой должно было получить одобрение особой драматической цензуры. Несмотря на то, что предыдущая комедия А. Н. Островского «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» после жарких обсуждений в Цензурном Комитете была запрещена, а за молодым автором установлен негласный полицейский надзор, новая пьеса драматурга прошла цензуру без осложнений.

Цензор драматических сочинений А. К. Гедерштерн написал в рапорте на сцены «Утро молодого человека» доброжелательный отзыв: «Автор старался обрисовать характер молодого купеческого сынка, который, гоняясь за модным светом, мотает свое состояние и входит в долги. Пьеса имеет нравственную цель».* Правда, красный цензорский карандаш оставил свой след в тексте пьесы, исключив некоторые грубые выражения и слова. Например: «Ах он мерзавец!», «по глазам вижу, что мерзавец!», «какая-то скотина»; «хоть бы когда в глаза плюнули».* 11 ноября 1852 г. на рапорте цензора ставит окончательный положительный вердикт управляющий III отделением Л. В. Дубельт и пьеса допускается для постановке на сцене Императорских театров.

Кроме цензорских, в сохранившемся тексте пьесы существуют многочисленные пометки режиссеров, планы сценического оформления, фамилии артистов — участников первого и последующих составов представлений.

Лист цензурного экземпляра пьесы с цензорскими пометками. Из фондов СПбГТБ.

РГИА. Ф.780. Оп.1. Д.29. Л.160.
СПбГТБ. ОРИРК. Фонд «Русская драма». I.7.4.75. Л. 4-5.
Сценическая история

«Сценки эти читаются так быстро и легко, что рука невольно тянется к прочитанным уже страницам и хочет перелистывать их сызнова».*

А. В. Дружинин

«Если смотреть на эти сцены сравнительно с первыми произведениями, то покажутся они чем-то очень плохим и бедным. Но сами по себе они недурны».*

Обозреватель «Современника»
Современные заметки //Современник. 1850. Т. 24, № 12 (Дек.). С. 256.
Дружинин А. В. Письма Иногородного Подписчика в редакцию «Современника» о русской журналистике //Современник. 1851. Т. 25, № 1 (Янв.). С. 95-99.

Театр-цирк. Художник Л. О. Премацци. 1856 г. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Императорский Малый театр. Фото сер. XIX в.
12 февраля 1853 года сцены «Утро молодого человека» были показаны в Петеребургском Театре-цирке в бенефис Федора Алексеевича Бурдина. Это была первая постановка А. Н. Островского в Санкт-Петербурге.

Титульный лист закулисного экземпляра пьесы с цензурным разрешением. Из фондов СПбГТБ.

Роли исполнили: Семен Парамонович Недопекин — В. В. Прусаков; Сидор Дмитрич Лисавский — П. И. Зубров; 1-й молодой человек — М. Т. Соколов; 2-й молодой человек — Н. И. Горшенков; Смуров, купец дядя Недопекина — П. Г. Григорьев; Вася, племянник Смурова — С. О. Байков; Сидорыч, приказчик тетки Недопекина— А. Е. Мартынов; Иван, лакей — Л. П. Фалеев; Гришка, мальчик — В. Федоров.

Бенефициант Бурдин в спектакле не участвовал. Однако выступил антрепренером московского драматурга. Он был давним другом Островского и во многом именно благодаря Бурдину состоялась эта постановка в Театре-цирке, открытом не так давно на Театральной площади, в 1849 г. Новое здание предназначалось для конных цирковых и театральных представлений, так как имело и арену и сцену, удобно соединенные между собой, легко трансформирующиеся и приспособленные к зрелищам любого рода. Молодые, мало занятые актеры Александринского театра получили возможность на этой площадке пробовать свои силы в новых ролях. Среди них был и Ф. А. Бурдин.

«Театр-цирк, недавно заново отстроенный, с постановочными новинками, шумовыми эффектами, пальбой, музыкой и громом, явился на какое-то время соперником Александринки. Помимо развлекательных представлений в нем шли с успехом пьесы русского репертуара — "Недоросль", "Сбитенщик". Актеры александрийской сцены, в том числе и "великий Каратыгин", не брезговали там выступать. Бурдин был в театре-цирке своим человеком и, по-видимому, пристроил туда пьесу Островского».*
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. Москва, 2004. С. 329.
Небольшую роль Сидорыча, приказчика тётки Недопекина, сыграл Александр Евстафьевич Мартынов. Крепкая дружба актера и драматурга началась с самой первой постановки в Петербурге.

«Этот неторопливый, обстоятельный старик обладал характером: он тоже стоял за "правила" и поэтому осуждал молодого человека Недопекина, поддавшегося столичным соблазнам <…> Разговаривая со слугой, Сидорыч с горечью убеждался, что слуга развращен городом не меньше, чем его хозяин».*

Так состоялось знакомство Мартынова с новой драматургией и зародился крепкий творческий союз. «Мартынов стал верным идейным союзником и сподвижником великого драматурга, неутомимым пропагандистом его творчества, активным борцом за репертуар Островского в Александринском театре».*

Главные роли в спектакле, Семёна Парамоныча Недопекина и его приятеля Сидора Дмитриевича Лисавского, сыграли талантливые актеры вторых ролей Императорской русской драматической труппы Виктор Васильевич Прусаков и Петр Иванович Зубров. Второстепенный, но очень ярко написанный образ дяди Недопекина, купца Смурова исполнил Пётр Григорьевич Григорьев.

А. Е. Мартынов, исполнитель роли Сидорыча. Автор литографии В. А. Прохоров. Из фондов Музея-заповедника «Русский Парнас».

Золотницкая Т. Д. Мартынов. Ленинград, 1988. С. 119.

Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Ленинград, 1968. С 77.

Первое представление Островского в Петербурге не имело большого успеха у зрителей и конкретного отклика у критики. Однако оно обеспечило место драматурга на Императорской сцене. Теперь он мог начать активную работу над постановками серьезных пьес. Кроме того, в истории русского театра начал складываться особый творческий дуэт Островского и Мартынова.
В Москве пьеса была впервые поставлена 11 мая 1853 г. в Малом театре в бенефис артиста Григория Степановича Ольгина.

Роли исполнили: Семен Парамонович Недопекин — К. П. Колосов; Сидор Дмитрич Лисавский — С. В. Васильев; 1-й молодой человек — П. Я Рябов; 2-й молодой человек — И. Е. Турчанинов; Смуров, купец дядя Недопекина — П. М. Садовский; Вася, племянник Смурова — Ермолов 1-й; Сидорыч, приказчик тетки Недопекина — В. Соколов; Иван, лакей — В. А. Дмитриевский; Гришка, мальчик — М. П. Садовский.

Сравнивая, вероятно, спектакль с недавно прошедшей в феврале и имевшей огромный успех у публики комедией Островского «Не в свои сани не садись», анонимный обозреватель, все же, доброжелательно отнесся к новой постановке: «Сцены эти не лучшее произведение Островского, но "Утро молодого человека" автором никогда не назначалось для сцены, хотя, попавши на московскую сцену, очень хорошо было разыграно».*

В этом спектакле на сцену вышли отец и сын Садовские. Пров Михайлович, друг Островского, с первых литературных шагов поддерживающий молодого драматурга, играл купца Смурова. Его шестилетний сын Михаил вышел в роли мальчика-слуги Гришки. Возможно, это была его первая работа на сцене и первая встреча с драматургией Островского, которой он посвятит всю свою творческую жизнь, воплотив более 60 образов из его пьес.

П. М. Садовский, исполнитель роли купца Смурова. Из фондов Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.

Московский театр // Пантеон. 1853. Т. 10. Кн. 8. С. 14.
При жизни Островского в Петербурге на сцене Александринского театра пьеса прошла 6 раз, а в Москве на сцене Малого театра — 29. О первом исполнении этой пьесы на сцене Александринского театра читайте также в нашем Театральном Календаре.
  • Текст публикуется по изданию: Островский А. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 18 т. / редкол. : И. А. Овчинина (гл. ред.) и др. Т. 1. Сочинения. 1843-1854. /ред. тома Ю. В. Лебедев, И. А. Овчинина, В. В. Тихомиров. Кострома: Костромаиздат, 2018. — С. 113 - 126.
  • Портреты действующих лиц пьесы взяты из иллюстраций художника П. М. Боклевского и журналов мод конца 1840-х. – нач. 1850-х гг.
  • Комментарии к тексту по материалам «Словаря к пьесам А. Н. Островского» Н. С. Ашукина, С. И. Ожегова, В. А. Филиппова (Москва: ВЕСТА, 1993. 248 с.).